имейл-курс «50 зданий Москвы»
Тест по третьей эпохе курса
«50 зданий Москвы»
Начать тест
Начнём с самой масштабной постройки стиля модерн — гостиницы «Метрополь». Кто написал композицию «Принцесса Грёза», которая украшает главный фасад?
Головин участвовал в украшении «Метрополя», но «Грёзу» написал Врубель. Он создал эту композицию для Нижегородской выставки 1896 года. Картины Врубеля тогда вызвали скандал, его высмеивали все газеты, и художнику пришлось лечиться от нервного срыва. Мамонтов скандала не испугался и украсил гостиницу панно по мотивам картины.
Чехонин участвовал в украшении «Метрополя», но «Грёзу» написал Врубель. Он создал эту композицию для Нижегородской выставки 1896 года. Картины Врубеля тогда вызвали скандал, его высмеивали все газеты, и художнику пришлось лечиться от нервного срыва. Мамонтов скандала не испугался и украсил гостиницу панно по мотивам картины.
Серов не участвовал в украшении «Метрополя». «Грёзу» написал Врубель: он создал эту композицию для Нижегородской выставки 1896 года. Картины Врубеля тогда вызвали скандал, его высмеивали все газеты, и художнику пришлось лечиться от нервного срыва. Мамонтов скандала не испугался и украсил гостиницу панно по мотивам картины.
Верно! Врубель создал эту композицию для Нижегородской выставки 1896 года. Картины Врубеля тогда вызвали скандал, его высмеивали все газеты, и художнику пришлось лечиться от нервного срыва. Мамонтов скандала не испугался и украсил гостиницу панно по мотивам картины.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Два главных явления третьей эпохи курса — эклектика и модерн. Какое из этих зданий принадлежит к модерну, а какое — к эклектике?
Правильно. На первом фото — дом Страхового общества «Россия». В нём сочетаются элементы готики, возрождения, романтизма — такое смешение элементов разных стилей характерно для эклектики. Второе здание — Ярославский вокзал. Как и все здания модерна, он ассиметричен и как будто подвижен. Элементы русского искусства не просто скопированы, а переосмыслены в новом стиле.
Наоборот! На первом фото — дом Страхового общества «Россия». В нём сочетаются элементы готики, возрождения, романтизма — такое смешение элементов разных стилей характерно для эклектики. Второе здание — Ярославский вокзал. Как и все здания модерна, он ассиметричен и как будто подвижен. Элементы русского искусства не просто скопированы, а переосмыслены в новом стиле.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Корней Чуковский не жаловал модерн. «Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями». Помните, какое здание он так ругал?
«Метрополь» Чуковскому тоже вряд ли нравилась. Но «самый гадкий образец декадентского стиля» можно перевести как «самый яркий образец модерна», а это, конечно, особняк Рябушинского.
Всё так! Странно, что в таком декадентском жилище поселили пролетарского писателя Максима Горького.
Особняк Морозова современники тоже не жаловали, но «декадентский стиль» — это модерн, а не эклектика. А «самый гадкий образец» — конечно, особняк Рябушинского.
Саввинское подворье — модерн, но довольно спокойный: прямых линий в нём хватает. «Самый гадкий образец декадентского стиля» можно перевести как «самый яркий образец модерна», а это, конечно, особняк Рябушинского.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Саввинское подворье располагалось на Тверской улице. В 1938–1940 годах улицу перестраивали, и большую часть зданий на красной линии снесли. А как поступили с подворьем?
Нет, его пожалели. Инженеры поставили его на рельсы и всего за одну ночь отодвинули вглубь улицы, не выселяя жильцов.
Правильно! Инженеры поставили его на рельсы и отодвинули вглубь улицы всего за одну ночь, не выселяя жильцов.
Не тронули, но обнесли высоким забором
Нет. Его поставили на рельсы и всего за одну ночь отодвинули вглубь улицы, не выселяя жильцов.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Чайный дом и сейчас выделяется на фоне других построек Мясницкой улицы, а в конце XIX века здание выглядело тем более экзотичным. Что побудило купца Сергея Перлова отказаться от неоренессанса, в котором дом построили изначально, и оформить фасад и интерьеры здания в китайском стиле?
Отчасти это правда, но для смены стиля у Перлова была более формальная причина. В Москву на коронацию Николая II ехал канцлер Китайской империи Ли Хунчжан. Перлов посчитал, что посещение его магазина таким высокопоставленным чиновником поможет бизнесу, поэтому решил подготовиться. Неизвестно, побывал ли в итоге чиновник в магазине, но труд не пропал даром. Вскоре вся Москва знала, что на Мясницкой продают китайский чай, ведь пройти мимо этого дома, не заметив его, было невозможно.
Нет, хотя китайский чиновник в этой истории и правда фигурирует. В 1895 году стало известно, что в Москву на коронацию Николая II приедет канцлер Китайской империи Ли Хунчжан. Перлов посчитал, что посещение его магазина таким высокопоставленным чиновником поможет бизнесу, поэтому решил подготовиться. Неизвестно, побывал ли в итоге Ли Хунчжан в магазине, но труд не пропал даром. Вскоре вся Москва знала, что на Мясницкой продают китайский чай, ведь пройти мимо этого дома, не заметив его, было невозможно.
Верно! Перлов посчитал, что посещение его магазина таким высокопоставленным чиновником поможет бизнесу, поэтому решил подготовиться. Неизвестно, побывал ли в итоге чиновник в магазине, но труд не пропал даром. Вскоре вся Москва знала, что на Мясницкой продают китайский чай, ведь пройти мимо этого дома, не заметив его, было невозможно.
Нет. Фасад чайного дома оригинален и не повторяет китайские здания. Смена стиля связана с другим событием. В 1895 году стало известно, что в Москву на коронацию Николая II приедет канцлер Китайской империи Ли Хунчжан. Перлов посчитал, что посещение его магазина таким высокопоставленным чиновником поможет бизнесу, поэтому решил подготовиться. Неизвестно, побывал ли в итоге Ли Хунчжан в магазине, но труд не пропал даром. Вскоре вся Москва знала, что на Мясницкой продают китайский чай, ведь пройти мимо этого дома, не заметив его, было невозможно.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ещё один эксцентричный дом, построенный для эксцентричного заказчика — Особняк Морозова на Воздвиженке. Помните, как закончилась жизнь Арсения Морозова?
Нет, гибель поджидала Морозова на Родине. Он поспорил с приятелями, что выстрелит себе в ногу и не почувствует боли благодаря эзотерическим техникам Мазырина (автора проекта особняка на Воздвиженке). Спор он выиграл, но рана привела к заражению крови, и через три дня в возрасте 35 лет он скончался.
В таком случае дуэль была с самим собой. Морозов поспорил с приятелями, что выстрелит себе в ногу и не почувствует боли благодаря эзотерическим техникам Мазырина (автора проекта особняка на Воздвиженке). Спор он выиграл, но рана привела к заражению крови, и через три дня в возрасте 35 лет он скончался.
Увы, так и было. Морозов поспорил с приятелями, что выстрелит себе в ногу и не почувствует боли благодаря эзотерическим техникам Мазырина (автора проекта особняка на Воздвиженке). Спор он выиграл, но рана привела к заражению крови, и через три дня в возрасте 35 лет он скончался.
Особняк, конечно, национализировали, но до революции Морозов не дожил. В 1909 году он поспорил с приятелями, что выстрелит себе в ногу и не почувствует боли благодаря эзотерическим техникам Мазырина (автора проекта особняка на Воздвиженке). Спор он выиграл, но рана привела к заражению крови, и через три дня в возрасте 35 лет он скончался.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Мы разобрались с печальной судьбой Арсения Морозова, а теперь давайте вспомним его особняк. Здание на Воздвиженке не вписывалось в архитектуру Москвы, и это неудивительно: автор проекта вдохновлялся необычными заграничными постройками. Какие два здания напоминает дом Морозова?
Нет. Главным вдохновением послужил дворец Пена в Португалии (именно его вы видите на картинке): из его композиции зодчий позаимствовал башенки, сложный орнаментальный декор, витые колонны, круглые окна. Необычно выглядят ракушки, «налепленные» на стены: так же украшены стены Дома с ракушками в испанской Саламанке.
Нет. Страны вы вспомнили правильно, а вот со зданиями ошиблись. Главным вдохновением послужил дворец Пена в Португалии (именно его вы видите на картинке): из его композиции зодчий позаимствовал башенки, сложный орнаментальный декор, витые колонны, круглые окна. Необычно выглядят ракушки, «налепленные» на стены: так же украшены стены Дома с ракушками в испанской Саламанке.
Нет. Главным вдохновением послужил дворец Пена в Португалии (именно его вы видите на картинке): из его композиции зодчий позаимствовал башенки, сложный орнаментальный декор, витые колонны, круглые окна. Необычно выглядят ракушки, «налепленные» на стены: так же украшены стены Дома с ракушками в испанской Саламанке.
Правильно! Главным вдохновением послужил дворец Пена в Португалии (именно его вы видите на картинке): из его композиции зодчий позаимствовал башенки, сложный орнаментальный декор, витые колонны, круглые окна. Необычно выглядят ракушки, «налепленные» на стены: так же украшены стены Дома с ракушками в испанской Саламанке.
Дальше
Проверить
Узнать результат
В начале XX века у Верхних торговых рядов появился конкурент. В десяти минутах от будущего ГУМа шотландцы Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз открыли магазин, который сейчас известен как ЦУМ. Какой стиль они выбрали для здания своего универмага?
Нет, в стиле неоренессанс изначально построили Чайный дом на Мясницкой. А ЦУМ — это неоготика. Видимо, шотландцы Мюр и Мерлиз хотели оставить в Москве напоминание о родных краях,где этот стиль был популярен.
Да! Видимо, шотландцы Мюр и Мерлиз хотели оставить в Москве напоминание о родных краях, где этот стиль был популярен.
Нет, у здания в стиле необарокко было бы больше декоративных элементов. А ЦУМ — это неоготика. Видимо, шотландцы Мюр и Мерлиз хотели оставить в Москве напоминание о родных краях, где этот стиль был популярен.
Нет, здание ЦУМа не имеет ничего общего с переосмыслением русской народной архитектуры. Это неоготика. Видимо, шотландцы Мюр и Мерлиз хотели оставить в Москве напоминание о родных краях, где этот стиль был популярен.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Фасад доходного дома церкви Троицы на Грязех украшен барельефами с реальными и вымышленными животными, за что его прозвали «дом со зверями». Какое здание вдохновило Льва Кравецкого и Петра Микини на такое оформление фасада?
Вы очень внимательно читали наши уроки! Да, Дмитриевский собор украшают около 600 рельефов. На них переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, животные. Звери на фасаде доходного дома церкви Троицы на Грязех, впрочем, несут чисто эстетическую функцию, образы не наполнены символическими смыслами, как на стенах собора во Владимире.
Нет. Перечитайте первое письмо курса, где мы говорим об этом здании. Спасский собор Андроникова монастыря лаконичен, животных в его оформлении нет. Архитекторов доходного дома церкви Троицы на Грязех вдохновил Дмитриевский собор во Владимире. Его украшают около 600 рельефов. На них переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, животные.
Нет. Храм пышно декорирован, но зверей в оформлении нет. Архитекторов доходного дома церкви Троицы на Грязех вдохновил Дмитриевский собор во Владимире. Его украшают около 600 рельефов. На них переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, животные.
Нет. Хотя от доходного дома церкви Троицы на Грязех до дома-комода пять минут ходьбы, архитекторы вдохновились другим зданием — Дмитриевским собором во Владимире. Его украшают около 600 рельефов. На них переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, животные.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Последний вопрос сложный, но важный. Кто участвовал в строительстве и оформлении Покровского храма Марфо-Мариинской обители?
Храм построил Щусев, но оформлением занимались Нестеров и Корин. Щусев был известным храмовым зодчим, Нестеров писал религиозные сюжеты (самый известный — «Видение отроку Варфоломею»), Корин тоже обращался к церковным темам. После революции все трое прошли непростой путь, однако остались в искусстве и были удостоены Ленинских и Сталинских премий.
Расписывали храм Нестеров и Корин, но архитектором был Щусев (не путать с Шуховым — инженером и автором Шуховской башни на Шаболовке). Щусев был известным храмовым зодчим, Нестеров писал религиозные сюжеты (самый известный — «Видение отроку Варфоломею»), Корин тоже обращался к церковным темам. После революции все трое прошли непростой путь, однако остались в искусстве и были удостоены Ленинских и Сталинских премий.
Все трое — мимо. Архитектором был Щусев, а расписывали храм Нестеров и Корин. Щусев был известным храмовым зодчим, Нестеров писал религиозные сюжеты (самый известный — «Видение отроку Варфоломею»), Корин тоже обращался к церковным темам. После революции все трое прошли непростой путь, однако остались в искусстве и были удостоены Ленинских и Сталинских премий.
Вы невероятно внимательны! Архитектором был Щусев, а расписывали храм Нестеров и Корин. Щусев был известным храмовым зодчим, Нестеров писал религиозные сюжеты (самый известный — «Видение отроку Варфоломею»), Корин тоже обращался к церковным темам. После революции все трое прошли непростой путь, однако остались в искусстве и были удостоены Ленинских и Сталинских премий.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Перечитайте третью эпоху курса!
Пройти еще раз
Вы что-то запомнили, но, кажется, этого мало. Прочитайте эпоху ещё раз!
Пройти еще раз
Вы неплохо освоились в московской архитектуре! Но вторую эпоху не помешает перечитать.
Пройти еще раз
Вы неплохо ориентируетесь в модерне и эклектике! Но вторую эпоху не помешает перечитать.
Пройти еще раз
Супер! Вас не запутаешь «декадентскими кривулями».
Пройти еще раз
Ура! Теперь можно и в XX век.
Пройти еще раз