как наука помогает избавиться от предрассудков и выбрать лучшее для себя
В своей книге «История красоты» Умберто Эко писал: «Красота в глазах смотрящего, но многое зависит от его культурных стандартов»
С этой идеей выдающегося итальянского философа, писателя и теоретика культуры сложно не согласиться. Достаточно посмотреть, насколько по-разному выглядели женщины в разных странах или в разные эпохи.
Чарльз Эдвард Перуджини, Портрет леди, 1870-е
Неизвестный художник, Портрет девушки, XIX век
Много ли общего у дамы из Викторианской Англии и её современницы из Персии?
Владимир Боровиковский, Портрет М. И. Лопухиной, 1797
Тамара Лемпицка, Портрет Рамоны де ла Саль, 1928
Видна ли связь между дымчатой мягкостью женских портретов эпохи сентиментализма и стильным геометризмом ар-деко?
При этом эволюция стандартов красоты происходила в тесной связке с технологическим прогрессом. Научные открытия способствовали появлению более разнообразных, эффективных, а главное, безопасных косметических средств. И чем дальше в этом направлении продвигаются учёные, тем меньше в обществе остаётся предрассудков. В этом материале с помощью научных данных мы развенчаем три расхожих мифа о красоте и косметических средствах.
Миф № 1: Всё дело в генетике. Красота — это нечто врождённое
Многие до сих пор убеждены, что внешние данные определяются исключительно генетикой: у красивых родителей рождаются красивые дети, которые вырастают в красивых взрослых. Но представления о красоте глубоко субъективны. Они, с одной стороны, зависят от личного опыта, а с другой — от стандартов, навязанных обществом, актуальных здесь и сейчас. Причём в прошлом ради таких стандартов красоты часто приходилось идти на радикальные меры. Обычно подобные бьюти-процедуры были опасны для здоровья, да и выглядели шокирующими.
Как было раньше?
Чернение зубов в Японии
Посмотрите на эти изображения японских дам периода Эдо: сложные причёски, белоснежные лица, миниатюрные черты лица и… чёрные зубы. Замужние японские женщины придавали улыбке необычный цвет специально с помощью смеси железа, уксуса и чайных листьев. Так они стремились подчеркнуть свои достоинство и утончённость.
Эта практика называлась охагуро — дамы переняли её у средневековых самураев, для которых чёрный символизировал преданность господину. Техника охагуро действительно помогала добиться насыщенного чёрного цвета, но при этом разрушала зубную эмаль. Вероятно, современный стоматолог пришёл бы в ужас от предпочтений японских аристократок.
Утагава Кунисада, Чернение зубов, ок. 1823
Напудренные причёски во Франции
Давайте перенесёмся во Францию второй половины XVIII века. Королевство переживает расцвет игривого рококо — это время пышных балов, жеманных манер и изощрённых нарядов. Причёски знатных дам превращаются в целые инсталляции — высокие и сложные, созданные с использованием шиньонов, цветов и драгоценностей. Чтобы удержать эти пышные и объёмные конструкции, часто использовалась смесь муки и жира. При этом носили подобные причёски довольно долго. В результате смеси для фиксации быстро портились, привлекали насекомых и вызывали кожные инфекции.
Томас Гейнсборо, Портрет дамы в голубом, 1770−80-е
Лотосовая стопа в Китае
По степени вреда для здоровья технологии французских парикмахеров не идут в сравнение с одной традиционной китайской бьюти-процедурой. Почти тысячу лет, примерно с XI до XX века, в Поднебесной практиковали экстремальное бинтование женских ног. С помощью тугих повязок и миниатюрных туфель формировалась так называемая «лотосовая стопа». Со временем кости и суставы деформировались настолько, что женщина не могла ходить. Стоит ли говорить, что эта калечащая процедура приносила им боль. Но ради чего? Дело вновь в специфическом понимании красоты и статуса. Маленькая стопа считалась символом изящества.
Чжоу Пэйчунь, Придворная дама, надевающая туфли, 1900-е
Получается, что в разных культурах и в разные эпохи люди стремились обмануть природу. Общества пытались подогнать врождённые данные под тесные рамки эстетических стандартов. Причём, как правило, это приводило к тяжёлым последствиям для здоровья. А раз так, может ли генетика спасти модницу — в ситуации, когда красивым считается нечто максимально неествественное?
Что изменилось?
Современная индустрия красоты ставит в центр внимания индивидуальные потребности каждого человека. Разрабатывая линейки новых продуктов, производители ориентируются на покупательниц с разными природными данными и запросами. А значит, генетика уже не так важна, ведь каждая женщина может найти средства для себя.
Например, сегодня у потребителей есть возможность подобрать уход для разных типов кожи: нормальной, смешанной или проблемой. Причём сами средства выпускаются в разных форматах, от сывороток до плотных масок.
Кроме того, женщины, которые хотят изменить цвет волос, могут легко подобрать краску в зависимости от пористости, густоты, текстуры волос и даже характера предыдущих окрашиваний.
И главное: разработчики стремятся не просто добиться эффективности продуктов, но и сделать их безопасными. Например, в случае с красками — обеспечить стойкость цвета, яркий цвет, при этом сохраняя внешний вид и качество волос за счёт качества компонентов и сбалансированного состава.
Неслучайно в составе современных средств обычно есть ингредиенты, которые дополнительно ухаживают за волосами и кожей головы во время и после процедуры. Среди таких компонентов, например, гиалуроновая кислота, она способствует увлажнению. А эффективно закрасить седину помогают полидофамин и хелатные соединения. Кроме того, в состав некоторых современных красок входит кератин — он помогает защитить внешний слой волоса волос и укрепить его.
Получается, что устойчивым трендом в бьюти-индустрии стало поддержание потребностей человека и естественных биологических механизмов. Сохранить качество волос и кожи сегодня важнее, чем лечь в прокрустово ложе навязанных стандартов красоты. И фактор генетики в этой ситуации не является ключевым.
Как было раньше?
На самом деле, доля правды в этом мифе есть. Точнее — была. Долгое время в косметических средствах действительно использовались вещества, которые наносили серьёзный вред здоровью женщин. Причём эта опасная «химия» чаще всего имела вполне природное происхождение.
Миф № 2: «Химия» в косметике опасна
Соли свинца для кожи
Среди аристократок XVI—XVIII вв.еков в моде была фарфоровая бледность. Такой цвет кожи означал, в том числе, что женщина может не работать, а значит, долго не видеть солнечного света. Бледная кожа должна была отличать знатных дам от загорелых крестьянок. Чтобы придать лицу и плечам ровный белоснежный оттенок, женщины использовали свинцовые белила. То есть активно и регулярно покрывали открытые части тела карбонатом свинца — крайне токсичным соединением. Нетрудно догадаться, что такая практика приводила к серьёзным отравлениям.
Неизвестный художник, Портрет молодой леди (предположительно Хелены Снакенборг), 1569
Соли ртути для волос
Примерно в это же время в ходу было и другое небезопасное соединение. Чтобы придать волосам насыщенный тёплый оттенок, богатые женщины использовали киноварь — сульфид ртути. Даже в небольших количествах эта красная соль могла вызывать тяжелейшие отравления, поражая, в том числе, головной мозг и почки.
Андрей Рябушкин, Семья купца в XVII веке, 1896
Конечно, в ту эпоху многие люди просто не догадывались о смертельной опасности подобной косметики. Уровень развития химии и медицины часто не позволял установить связь между элитными бьюти-средствами и хроническими заболеваниями. К счастью, с тех времён стали гораздо совершеннее и наши знания о составах косметических средств, и сам подход к их разработке.
Что изменилось?
Сегодня благодаря комплексным научным исследованиям косметические формулы становятся всё более безопасными и эффективными. Прежде всего этому способствует один простой принцип: проверять, проверять и ещё раз проверять. Многоступенчатое тестирование новых ингредиентов помогает свести риски к минимуму. Производители делают это, потому что, во‑первых, ответственны за результат и дорожат репутацией, которая формировалась десятилетиями. А во‑вторых, потому что к этому их обязывает закон — на уровне как национальных, так и международных регламентов.
Например, европейский стандарт REACH требует обязательного тестирования каждого ингредиента косметической новинки. Как только вещество проходит регистрацию, его безопасность строго оценивается на предмет возможных рисков для здоровья человека и окружающей среды. Благодаря такому подходу удалось давно исключить из косметики некоторые вредные компоненты.
В России новые бьюти-продукты также проверяются на соответствие техническому регламенту Таможенного союза. Документ содержит подробные списки веществ, которые можно использовать в косметике. Стоит ли говорить, что этим требования к новым продуктам не ограничиваются: существуют также правила их сертификации, регистрации, маркировки и рекламы. Все эти юридические фильтры помогают гарантировать качество продукта.
Уходовые средства для кожи тоже изменились к лучшему. Сегодня бренды отдают предпочтение щадящим формулам, балансируя между активными и защитными компонентами. Например, ретинол очень эффективен в борьбе с признаками старения, но может повышать чувствительность кожи к ультрафиолету. Поэтому современные продукты дополняются солнцезащитными факторами — теми самыми SPF разных уровней. Такие комбинации ингредиентов помогают отсрочить появление первых признаков старения, сохранить упругость и блеск кожи, не подвергая её риску.
Крем с ретинолом
SPF-крем
Получается, со временем научные исследования и строгие нормы контроля, внимание к индивидуальным потребностям и запросам покупателей изменили к лучшему облик косметической индустрии. Современная косметика от проверенных брендов — это прежде всего результат многолетних научных исследований, технологических инноваций и многоуровневого контроля. Причём химия в этой ситуации работает на нашу безопасность, а не наоборот.
Миф № 3: Уход за собой – это дорого
Многие до сих пор считают, что качественный уход за собой доступен лишь избранным. Что густые блестящие локоны или ухоженная кожа лица — роскошь, которая требует существенных денежных вложений. Неужели это единственный выход? В прошлом качественный косметический уход действительно считался привилегией. Технологии, ингредиенты, научные знания были развиты не настолько, чтобы бьюти-рутина вышла за пределы круга знатных и обеспеченных дам. Но со временем у женщин появился выбор. Давайте посмотрим, как исторически косметика становилась всё более доступной.
Как было раньше?
Пудра из золота в Древнем Египте
Ещё в Древнем Египте уход за внешностью был признаком статуса и власти. Фараоны, высокопоставленные жрецы, чиновники и их жёны использовали золотой порошок для украшения кожи. Но как придать лицу еще больше сияния? Для этого египетская элита использовала свинцовую охру, или оксид свинца. Получить все эти компоненты было непросто. Поэтому «металлическая» косметика оставалась атрибутом богатства и власти.
Фрагмент фрески из гробницы Нахта
Заморские красители в ренессансной Италии
Такое же статусное значение косметика имела в эпоху Возрождения. Женщины не только украшали тщательно уложенные волосы драгоценными камнями, но и применяли натуральные красители. Источниками природных пигментов были теплолюбивые заморские растения, такие как сандал или лавсония. В Европе, особенно в доколумбову эпоху, они были довольно редки и дороги. Поэтому окрашивание волос долгое время оставалось признаком высших сословий.
Сандро Боттичелли, Портрет молодой дамы (предположительно Симонетты Веспуччи), ок. 1476
Всё изменилось благодаря развитию косметической промышленности. Сегодня ухаживать за собой и выглядеть великолепно можно даже не выходя из дома.
Что изменилось?
В XXI веке косметическая индустрия предлагает широкий выбор продуктов на любой бюджет. При этом эффективные и безопасные формулы в их составе становятся всё более доступными. Почему это становится возможным? Дело опять же в науке.
Инновационные технологии позволяют получать натуральные компоненты искусственно, при этом сохраняя их природные свойства. Например, сегодня можно синтезировать пигменты для окрашивания волос. Это позволяет производить всё более совершенные составы уже в промышленных масштабах, что влияет на их себестоимость и конечную цену.
Вот что здесь важно: чтобы пользоваться такой косметикой, совсем необязательно идти в салон. Например, современные наборы для самостоятельного окрашивания помогают добиться качественных результатов в домашних условиях. Главное в этом случае — правильно подбирать средства под свой запрос и следовать инструкции.
Как вы могли убедиться, за последние несколько тысяч лет бьюти-индустрия прошла большой и сложный путь. От опасных процедур и красителей до высокотехнологичных проверенных формул. В итоге сегодня мифы, которые долгое время окружали косметику, уходят в прошлое. Теперь можно быть уверенной, что внешняя красота не сводится к выигрышу в генетической лотерее. Что современные средства помогут поддержать ественную красоту и мягко скорректировать её так, как вы этого хотите. И при этом не будут стоить вам целое состояние.
Важно помнить: чтобы добиться от современной косметики максимального эффекта, нужно правильно ей пользоваться. Например, осознанно подходить к домашнему окрашиванию волос. Ведь сегодня это один из самых распространённых и несложных способов освежить образ — при этом у него есть свои тонкости. Поэтому в рамках этого проекта мы записали серию видеоуроков, в которых основатель «Алгоритм Beauty club», стилист по волосам и эксперт-колорист с 30-летним стажем Алексей Горбатюк делится секретами идеального окрашивания.