Экономика: главные
идеи и теории
Проверьте свои знания!
В жизни мы часто используем знания из экономики, чтобы решать вполне бытовые задачи. Как улучшить успеваемость ребёнка? Как определить победителя в конкурсе? Что выбрать — аренду квартиры или ипотеку? Однако использовать экономические знания на практике не так-то просто! Давайте проверим, как бы вы оценили ту или иную жизненную ситуацию и что бы посоветовали её участникам.
начать тест
Начнём с реальной истории. В 2005 году два крупнейших аукционных дома Sotheby's и Christie's боролись за важный лот — коллекцию работ Пикассо и Ван Гога стоимостью $20 млн. Владелец не знал, кому отдать коллекцию, и предложил решить её судьбу с помощью игры «Камень, ножницы, бумага». Что бы вы посоветовали поставить, чтобы выиграть, окажись на месте одного из аукционных домов?
Неверно. Правильный ответ — «ножницы». Именно такой вариант аукционному дому Christie's посоветовала 11-летняя дочь одного из топ-менеджеров компании. Она объяснила, что неопытные игроки обычно выбирают «камень», так как считают его самым сильным. Понимая это, чуть более продвинутые игроки выбирают «бумагу». Так и сделали в Sotheby's. В Christie's же эту возможность предусмотрели, поставили «ножницы» и победили.
Неверно. Правильный ответ — «ножницы». Именно такой вариант аукционному дому Christie's посоветовала 11-летняя дочь одного из топ-менеджеров компании. Она объяснила, что неопытные игроки обычно выбирают «камень», так как считают его самым сильным. Понимая это, чуть более продвинутые игроки выбирают «бумагу». Так и сделали в Sotheby's. В Christie's же эту возможность предусмотрели, поставили «ножницы» и победили.
Верно! Именно такой совет аукционному дому Christie's дала 11-летняя дочь одного из топ-менеджеров компании. Она объяснила, что неопытные игроки обычно выбирают «камень», так как считают его самым сильным. Понимая это, чуть более продвинутые игроки выбирают «бумагу». Так и сделали в Sotheby's. В Christie's же эту возможность предусмотрели, поставили «ножницы» и победили.
дальше
проверить
узнать результат
Рассмотрим ещё одну реальную историю. В Великобритании власти некоторых районов хотели, чтобы жители этих районов были более экологичными: покупали товары из перерабатываемых отходов и разделяли мусор. Как думаете, что они сделали, чтобы мотивировать людей к этому?
Нет, они стали делать контейнер для перерабатываемых отходов больше по размеру, чем контейнер для смешанных отходов. Власти надеялись, что больший размер контейнера заставит людей чаще им пользоваться. Такая технология психологического подталкивания называется наджинг. Её используют также, например, в московском метро, где при помощи специальных надписей и указателей управляют движением пассажиров.
Нет, власти стали делать контейнер для перерабатываемых отходов большим по размеру, чем контейнер для смешанных отходов. Они надеялись, что больший размер контейнера заставит людей чаще им пользоваться. Такая технология психологического подталкивания называется наджинг. Её используют также, например, в московском метро, где при помощи специальных надписей и указателей управляют движением пассажиров.
Правильно! Если контейнер для перерабатываемого мусора будет больше, люди станут чаще им пользоваться, посчитали местные власти. Такая технология психологического подталкивания называется наджинг. Её используют также, например, в метро, где при помощи специальных надписей и указателей управляют движением пассажиров.
дальше
проверить
узнать результат
О современности поговорили, пришло время окунуться в историю. Сегодня джин ассоциируется у нас с Англией так же сильно, как водка с Россией или граппа с Италией. Однако популярным среди англичан этот напиток стал только в XVIII веке. Как думаете, почему?
Нет, верный ответ — второй. Англия проводила в то время протекционистскую политику: вводила высокие пошлины на ввоз иностранного алкоголя и параллельно с этим поддерживала производство спиртных напитков внутри страны. Из-за этого англичане и стали чаще пить местный джин, а этот период в истории Англии даже прозвали «джиновой лихорадкой».
Верно! Англия проводила в то время протекционистскую политику: вводила высокие пошлины на ввоз иностранного алкоголя и параллельно с этим поддерживала производство спиртных напитков внутри страны. Из-за этого англичане и стали чаще пить местный джин, а этот период в истории Англии даже прозвали «джиновой лихорадкой».
Нет, хотя было бы забавно! Верный ответ — второй. Англия проводила в то время протекционистскую политику: вводила высокие пошлины на ввоз иностранного алкоголя и параллельно с этим поддерживала производство спиртных напитков внутри страны. Из-за этого англичане и стали чаще пить местный джин, а этот период в истории Англии даже прозвали «джиновой лихорадкой».
дальше
проверить
узнать результат
Теперь заглянем в другую страну, а именно — во Францию эпохи Просвещения. Писатель и философ того времени Шарль де Монтескьё был сторонником так называемой теории географического детерминизма. Он пытался объяснить, почему северные страны (в основном европейские) оказываются богаче, чем страны южные (например, азиатские). Как же Монтескьё объяснил этот факт?
В точку! Вообще, конечно, это устаревшая теория, и никто не считает сегодня южан ленивыми. Темпы роста экономики, например, в Китае сегодня выше, чем в Италии. Но у Монтескье и правда была такая теория. Он считал, что благосостояние страны во многом зависит от климата и что на юге из-за жары люди больше ленятся, поэтому экономика там и развивается медленнее.
Близко, но не совсем. Правильный ответ — первый. Монтескьё считал, что благосостояние страны во многом зависит от климата и что на юге из-за жары люди больше ленятся, поэтому экономика там развивается медленнее. Но это, конечно, устаревшая теория. Сегодня темпы роста экономики, например, в более южном Китае выше, чем в более северной Италии.
Нет, правильный ответ — первый. Монтескьё считал, что благосостояние страны во многом зависит от климата и что на юге из-за жары люди больше ленятся, поэтому экономика там развивается медленнее. Но это, конечно, устаревшая теория. Сегодня темпы роста экономики, например, в более южном Китае выше, чем в более северной Италии.
дальше
проверить
узнать результат
От дел давно минувших дней вернёмся чуть ближе к современности, а именно — в «лихие 90-е». Все мы слышали или помним истории о том, как сильно тогда в России выросли цены: за продукты вместо копеек вдруг пришлось отдавать сотни, а то и тысячи рублей. Но знаете ли вы, каким именно был масштаб трагедии? Например, как сильно с января 1991 по декабрь 1992 выросла цена одной бутылки водки?
Нет, всё было масштабнее! В начале 90-х страна резко перешла от плановой экономики к рыночной. В январе 1992 года правительство перестало контролировать цены на розничные и оптовые товары, в результате они взлетели на сотни процентов. В частности, цена бутылки водки выросла в 27 раз, с 18 до 500 рублей. Рост цен продолжался и в следующие несколько лет, и в 1997 стоимость бутылки водки достигла 38 000 рублей.
Нет, всё было масштабнее! В начале 90-х страна резко перешла от плановой экономики к рыночной. В январе 1992 года правительство перестало контролировать цены на розничные и оптовые товары, в результате они взлетели на сотни процентов. В частности, цена бутылки водки выросла в 27 раз, с 18 до 500 рублей. Рост цен продолжался и в следующие несколько лет, и в 1997 стоимость бутылки водки достигла 38 000 рублей.
Верно! В начале 90-х страна резко перешла от плановой экономики к рыночной. В январе 1992 года правительство перестало контролировать цены на розничные и оптовые товары, в результате они взлетели на сотни процентов. В частности, цена бутылки водки выросла в 27 раз, с 18 до 500 рублей. Рост цен продолжался и в следующие несколько лет, и в 1997 стоимость бутылки водки достигла 38 000 рублей.
дальше
проверить
узнать результат
Представьте ситуацию. Некий русский олигарх Михаил Иванович участвует в аукционе, на котором правительство продаёт нефтяное месторождение. Проходит аукцион так: участники едут на месторождение, смотрят, сколько там залежей, оценивают стоимость месторождения и затем одновременно предлагают свою цену организатором аукциона. Участники не знают, какую цену предлагают остальные. В результате аукцион выигрывает тот, кто предложил больше, и это Михаил Иванович. Однако, несмотря на победу, олигарх сильно расстроен. Как думаете, почему?
Абсолютно верно! В экономике такое положение называют «проклятием победителя». Это ситуация, когда человек после победы в аукционе платит за товар больше его реальной стоимости. В данном случае олигарх понял, что остальные участники аукциона заплатили бы за месторождение меньше, чем он, а значит, Михаил Иванович ошибся в оценке и переплатил.
Нет, правильный ответ — первый. В экономике такое положение называют «проклятием победителя». Это ситуация, когда человек после победы в аукционе платит за товар больше его реальной стоимости. В данном случае олигарх понял, что остальные участники аукциона заплатили бы за месторождение меньше, чем он, а значит, Михаил Иванович ошибся в оценке и переплатил.
Нет, правильный ответ — первый. В экономике такое положение называют «проклятием победителя». Это ситуация, когда человек после победы в аукционе платит за товар больше его реальной стоимости. В данном случае олигарх понял, что остальные участники аукциона заплатили бы за месторождение меньше, чем он, а значит, Михаил Иванович ошибся в оценке и переплатил.
дальше
проверить
узнать результат
И последний вопрос, на этот раз — про реальный экономический эксперимент. В середине 1990-х американский экономист Майкл Кремер проводил исследование в школах Кении. Он пытался понять, как улучшить качество школьного образования. Кремер пробовал раздавать детям бесплатные обеды и учебники. Однако самым эффективным средством оказалось ЭТО стоимостью всего в $3,5 в год на ребёнка. Благодаря ЭТОМУ у детей появилось больше сил на учёбу. Как думаете, о чём речь?
Нет. Кремер выяснил, что повысить успеваемость школьников помогает вакцинация от гельминтоза, то есть от глистов. Глисты пожирали полезные вещества, нужные организму, из-за этого дети слабели и не могли учиться в полную силу. А благодаря вакцинации они выздоравливали и с большей энергией брались за учебники.
В точку! Оказалось, что многие дети страдали от гельминтоза, то есть от глистов. Глисты пожирали полезные вещества, нужные организму, из-за этого дети слабели и не могли учиться в полную силу. А благодаря вакцинации они выздоравливали и с большей энергией брались за учебники.
Нет. Кремер выяснил, что повысить успеваемость школьников помогает вакцинация от гельминтоза, то есть от глистов. Глисты пожирали полезные вещества, нужные организму, из-за этого дети слабели и не могли учиться в полную силу. А благодаря вакцинации они выздоравливали и с большей энергией брались за учебники.
дальше
проверить
узнать результат
Неплохо, но пока есть к чему стремиться! Чтобы узнать больше, приходите на онлайн-курс «Экономика: главные идеи и теории» для сотрудников Росатома и их семей. Там как раз разберём важнейшие теории в экономике, о которых рассказали в тесте. И заодно познакомимся с их авторами — нобелевскими лауреатами по экономике.

На курсе узнаем, как работает теория игр (как в примере с игрой «Камень, ножницы, бумага»), от чего зависят темпы роста инфляции (как в «лихие 90-е») и зачем подталкивать людей к рациональным решениям (как в истории с мусорными контейнерами).

До встречи!

пройти еще раз
Крепкий результат! Чтобы узнать больше и в следующий раз ответить на все вопросы, приходите на онлайн-курс «Экономика: главные идеи и теории» для сотрудников Росатома и их семей. Там разберём важнейшие теории в экономике, о которых рассказывали в тесте, и познакомимся с их авторами — нобелевскими лауреатами по экономике.

На курсе узнаем, как работает теория игр (как в примере с игрой «Камень, ножницы, бумага»), от чего зависят темпы роста инфляции (как в «лихие 90-е») и зачем подталкивать людей к рациональным решениям (как в истории с мусорными контейнерами).

До встречи!

пройти еще раз
Отличный результат! Чтобы узнать больше и в следующий раз ответить на все вопросы, приходите на онлайн-курс «Экономика: главные идеи и теории» для сотрудников Росатома и их семей. Там разберём важнейшие теории в экономике, о которых рассказывали в тесте, и познакомимся с их авторами — нобелевскими лауреатами по экономике.

На курсе узнаем, как работает теория игр (как в примере с игрой «Камень, ножницы, бумага»), от чего зависят темпы роста инфляции (как в «лихие 90-е») и зачем подталкивать людей к рациональным решениям (как в истории с мусорными контейнерами).

пройти еще раз
С ума сойти! Откуда вы всё знаете? Такой талант не должен пропасть! Приходите на онлайн-курс «Экономика: главные идеи и теории» для сотрудников Росатома и их семей. Там ещё сильнее прокачаете свою невероятную смекалку и эрудицию!

На курсе разберём важнейшие теории в экономике, о которых рассказывали в тесте, и познакомимся с их авторами — нобелевскими лауреатами по экономике. Узнаем, как работает теория игр (как в примере с игрой «Камень, ножницы, бумага»), от чего зависят темпы роста инфляции (как в «лихие 90-е») и зачем подталкивать людей к рациональным решениям (как в истории с мусорными контейнерами).

До встречи!

пройти еще раз