подкасты | видео | бесплатно
Искусство перемен
Подкаст, в котором искусствоведы рассуждают о связи импрессионизма, науки и технологий
Мы часто говорим о том, как технологии меняют живопись — например, нейросеть Midjourney уже способна создавать шедевры. Кажется, что эта тема возникла совсем недавно. Но на самом деле технологии уже много веков влияют на историю искусства.
В 5 выпусках подкаста мы поговорим о том, как синтетические красители, поезда, мольберты и хронофотография сформировали, пожалуй, самое известное направление живописи — импрессионизм.
Выпуск 1
Как пятно на рубашке изменило палитру импрессионистов
В XIX веке краски были далеки от идеала. Их текстура была жирной и тягучей, а палитра плохо отражала действительность. Но всё изменилось, когда английский химик Уильям Перкин случайно изобрёл мовеин — первый синтетический краситель.
Слушайте выпуск на удобной площадке
Лектор: Мария Мороз,
методист просветительских программ в Московском музее современного искусства
В первом выпуске подкаста обсудим, как синтетические красители помогли импрессионистам писать по-новому и добиться уникальности своих полотен.
Кусок шелка, окрашенный сэром Уильямом Перкином
Впечатление (impression)
Клод Моне, 1872
Обнаженная
Пьер-Огюст Ренуар, 1876
+
Смерть Марата
Жак Луи Давид, 1793
Стог
Клод Моне, 1891
Выпуск 2
Как танцовщицы и лошади научили импрессионистов изображать движение
Импрессионисты стремились запечатлеть ускользающее мгновение — его динамику, мимолётность. Но как сделать это с помощью красок и холста? Решить эту дилемму художникам помог английский художник Эдвард Мейбридж и его изобретение — хронофотография.
Во втором выпуске подкаста поговорим о том, как Эдгар Дега использовал фотографию и как в его картинах проявился интерес к передаче движения.
Слушайте выпуск на удобной площадке
Лектор: Ольга Яковлева,
искусствовед, старший методист Синхронизации
Серый конь
Теодор Жерико, 1816
Портрет графа Николая Григорьевича Репнина-Волконского с семьей
Неизвестный автор, между 1821 и 1830
+
Сэр Чарльз Уитстоун и его семья
Антуан Клоде
Салли Гарднер в галопе
Эдвард Мейбридж, 1878
Скачки в Эпсоме
Теодор Жерико, 1821
Поль Пужо, mme Артур Фонтейн и Дегав Эпсоме
Теодор Жерико, 1821
Голубые танцовщицы
Эдгар Дега, 1897
Жокеи перед скачками
Эдгар Дега, 1879
Выпуск 3
Как свобода передвижения повлияла на импрессионистов и историю искусства
На протяжении всей истории художники отправлялись в другие города и страны в поисках вдохновения и новых сюжетов. Но в XIX веке путешествовать стало быстрее и дешевле: стоило лишь купить билет на поезд.
В третьем выпуске подкаста поговорим о том, как свобода передвижения повлияла на историю искусства, и почему импрессионисты изображали железнодорожные вокзалы и поезда наравне с пейзажами и портретами.
Слушайте выпуск на удобной площадке
Лектор: Ольга Чуворкина,
искусствовед, академический директор Синхронизации
Молочница
Ян Вермеер, 1658—1660
+
Мать, нежно причесывающая свою дочь
Герард Терборх, ок. 1652-1653
Дождь, пар и скорость
Уильям Тёрнер, 1844
Вокзал Сен-Лазар
Клод Моне, 1877 год
Фабрика в Потуаз
Камиль Писсарро, 1873
Гора Сент-Виктуар с большой сосной
Поль Сезанн, 1886—1887
Выпуск 4
Как импрессионисты научились писать солнечный свет и ветер
Импрессионизм известен своими пейзажами — лёгкими, воздушными, изображающими «первое впечатление». Но до XIX века писать природу было трудно, ведь художники были заперты в своих студиях без возможности творить на открытом воздухе.
В четвёртом выпуске поговорим о том, как изобретение складного мольберта помогло импрессионистам ловить солнечный свет и изображать сиюминутные ощущения.
Слушайте выпуск на удобной площадке
Лектор: Наталья Вострикова,
искусствовед, лектор Синхронизации
Летний день
Берта Моризо, 1879
+
Колыбель
Берта Моризо, 1872
Ребенок в саду с розами
Берта Моризо, 1881
Выпуск 5
Может ли искусство развиваться без технологий?
В качестве потенциальных убийц изобразительного искусства называли фотографию, кино и смартфоны с ручными фотокамерами. Но до сегодняшнего дня технологии и искусство находили общий язык и даже помогали друг другу.
В подкасте обсудим, есть ли риск, что технологии заменят художников, и поговорим о влиянии искусственного интеллекта на современную живопись.
Эксперты:
Ольга Чуворкина, искусствовед и академический директор Синхронизации
Андрей Филатов, исследователь искусственного интеллекта
Катя Мареева, ведущая
Партнёры спецпроекта
С 1958 года LG производит инновационную бытовую технику и электронику для лучшей жизни, совершенствуя технологии до уровня настоящего искусства и уделяя особое внимание их дизайну. Следуя философии бренда, LG поддерживает разнообразные проекты в сфере культуры и искусства в России и по всему миру. Нашими партнёрами являются: ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), театр «Ла Скала» (Милан), Американский Театр Балета (Нью-Йорк), Государственный Мариинский Театр (Санкт-Петербург), Музей Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) в Нью-Йорке.
Онлайн-лекторий с огненным обучением. Подписка Синхронизации — это 1000+ часов образовательного контента по самым разным направлениям: от искусства, кино и литературы до психологии и нейробиологии.