искусство
История одной картины:
«Боярыня Морозова»
Прежде чем представить «Боярыню Морозову» публике, Василий Суриков 6 лет подбирал для картины правильную композицию и идеальный формат. Рассказываем, как живописцу удалось вдохнуть жизнь в монументальное полотно.
«А то раз ворону на снегу увидал... Сидит ворона на снегу и крыло отставила, черным пятном на белом сидит. Так вот эту ворону я много лет забыть не мог. Закроешь глаза — ворона на снегу сидит. Потом «Боярыню Морозову» написал».

Василий Суриков
Этими словами Суриков приоткрывает психологические тайники своих замыслов. «Стрельцы» пошли от пламенника свечи, горящей днем на фоне белой рубахи. «Меншиков» — от низкой избы, в которой «мне скучно, и кто-то безвинно гибнет рядом». «Морозова» — из трагиче­ского черного пятна вороны с отставленным крылом на белом фоне. «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меншикова», сейчас же после «Стрельцов». Первый эскиз ее был сделан еще в 1881 году, но к настоящей работе Суриков приступил только в 1884.
Уже в эскизе 1881 года вся композиция и устремление сил уста­новлены. Только общий фон и тон картины иные. Даны мглистая московская оттепель и Кремлевские стены в глубине. Шутовской характер поездки подчеркнут погремушками, которыми потрясает ведущий лошадь. Сама боярыня Морозова пока только черное пятно, без экстатического жеста. Но почти все основные персонажи толпы уже налицо. Слева бежит мальчишка, справа идет женщина и стоит на коленях старуха.



Боярыня Морозова. Эскиз. Василий Суриков. 1881
Карандашный эскиз 1884 года вытягивается в длину и допол­няется рядом фигур, которые в первом эскизе не включались в пре­делы рамы. Он любопытен тем, что в нём все персонажи, с одной стороны, откровенно современны, а с другой — расставлены почти без жестов. Очевидно, художнику хотелось проверить общее движе­ние задуманной композиции, независимо от индивидуальных движе­ний отдельных лиц.



Боярыня Морозова. Эскиз. Василий Суриков. 1884
«Для «Морозовой» я много раз пришивал холст, не идёт у неё лошадь, да и только. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла. Я её ведь на третьем холсте написал. Пер­вый-то был совсем мал, а тот я из Парижа выписал».

Василий Суриков
Любопытно, как Суриков геометрически разрешил поставленную себе задачу. Ему надо было передать движение, уходящее в глубину картины, дать ощущение того, что Морозову «везут».

Конечно, тут вопрос был не столько в величине, сколько в удли­ненном формате холста.

Боярыня Морозова. Василий Суриков. 1884—1887. Государственная Третьяковская галерея
Если мы разделим всю композицию по диагонали, то заметим, что спина лошади и правый борт розвальней идут по диагонали от правого нижнего к левому верхнему углу, а левая оглобля с левым бортом саней образуют как бы перспективную линию удаления, схо­дящуюся с первой на куполе церквей. В этом конусе, составляющем основной клин движения, пересекающий наискось все полотно, впи­саны вплотную розвальни, фигура Морозовой, лошадь и стража с алебардами, идущая впереди. Из него подымается только кисть пра­вой руки с двуперстным знаменьем. Это, конечно, не случайно, потому что именно данный жест выводит фигуру Морозовой из общего потока движения и притягивает внимание к ее руке как к основному символу совершающегося события.
Если же от середины купола, в котором сходятся линии, опустить перпендикуляр, в этот соседний конус вместится как раз фигура мальчишки, бегущего за санями. Таким образом определяется поток движения, уходящего в глу­бину картины, и достигается необходимая иллюзия удаления, дополненная еще и тем, что точка схождения этого конуса движения находится значительно выше линии горизонта.

Боярыня Морозова. Эскиз. Василий Суриков. 1885
По книге Максимилиана Волошина
«Суриков. Материалы для биографии».
Поделиться с друзьями находкой: