ПОГРУЖЕНИЕХХ
программа курса
Встреча 1.
Искусство раннего Авангарда

- Что означает термин авангард и как его трактуют в разных странах?
- Как зарождался авангард в европейском искусстве, и почему он мог появится только в начале XX века?
- Как авангард воспринимали современники и что о нем говорят искусствоведы сегодня;
- Что такое фовизм, как это направление стало одним из первых «авангардных» и почему искусство примитива вдруг становится так популярно;
- Почему Матисса называют одним из важнейших художников фовизма и как его творчество повлияло на развитие искусства в будущем;
- Почему экспрессионизм называют национальным вариантам авангарда в Германии и правильно ли это;
- Как кубизм связан с научными открытиями эпохи, и кто был его главными героями;
- Что привело Пикассо от «розового» и «голубого» периода к идеям кубизма;
- Как в живопись проникли буквы и слова, новые материалы и даже объем;
- Как кубизм повлиял на архитектуру и дизайн;
- Что объединяет футуристов в живописи и литературе;
- Кто был идеологами футуризма и как это движение вышло за пределы Италии.

Встреча 2.
Искусство Абстракции в XX-XXI вв.

- Как в абстрактном искусстве отражаются фундаментальные черты современной культуры;
- Какую роль сыграл Кандинский в становлении абстракции;
- Была ли абстракция неизбежна;
- Кто является основными представителями абстрактного искусства и о каких особенностях их искусства нужно знать;
- Почему для Кандинского абстрактная живопись — путь к духовному и почему его искусство неотделимо от теоретической работы «О духовном в искусстве»;
- Как в творчестве Клее отразились основные веяния эпохи и ассоциации с музыкой;
- Что такое геометрическое направление в абстрактной живописи;
- Какие принципы построения пространства и живописная манера выделяют искусство Мондриана;
- Как эмиграция европейских художников в Европу послужила началом нового направления в живописи;
- Что такое абстрактный экспрессионизм и чем он кардинально отличается от творчества мастеров начала столетия;
- Что такое «живопись действия» Джексона Поллока и чем его творческий метод отличается от сюрреалистического;
- Как абстрактное искусство существует в эпоху поп-арта;
- Почему абстракция стала языком искусства в послевоенной Европе.

Встреча 3.
Антиискусство: Дада и Марсель Дюшан

- Почему Дада называют самым радикальным направлением авангарда и «анти-искусством»;
- Как в искусстве Дада меняется роль зрителя, какую роль играет эпатаж и физическое вовлечение в художественные практики;
- Как принципиальная бессмысленность названия направления отражает его главные идеи;
- Почему в выставках Дада принимают участие и сами дадаисты, и футуристы, и абстрактные экспрессионисты - Кандинский и Клее;
- Как направление Дада повлияло на формирование контркультуры и контрискусства — концептуализма, перформансов, хепенингов, поп-арта 50-70-х годов, постмодернизма;
- Как Дюшан открыл две важнейшие инновации в скульптуре ХХ века: кинетический объект и ready-made;
- Как изменяется творческий метод Дюшана в течение жизни и его восприятие роли художника.


Встреча 4.
От Метафизической школы к Сюрреализму

- Возможно ли существование фигуративного искусства после абстракции и как возобновит непрерывную европейскую традицию;
- Что такое метафизическая школа живописи Джорджо де Кирико;
- Как функционируют основные стилистические принципы метафизической живописи, какое особое значение приобретает линейная перспектива и светотень;
- В чем состоит концепция сюрреализма и какие основные направления в него входят;
- Как сюрреализм связан с психоанализом Фрейда;
- Что такое автоматическое письмо и как его осваивали сюрреалисты;
- В чем специфика сюрреализма Дали и его подхода к демонстрации собственного творчества;
- Почему основа творчества Магритта — это соединение несоединимого и «переворачивание» привычных и стереотипных образов;


Встреча 5.
Поп-арт и художественная культура -50-60-х гг.

- Как поп-арт зарождается в Великобритании и параллельно в Америке;
- Почему для поп-арта снова становится важно воплощать реальность в искусстве;
- Как поп-арт исследует отношения между творчеством, наукой, технологией, дизайном и поп-культурой (народной культурой);
- Как поп-арт связан с современной массовой культурой и идеей общества потребления;
- Что такое кинетическое искусство, энвайронмент, хеппенинг, инсталляции, ассамбляжи, перформанс, гиперреализм;
- Кого называют важнейшими представителями поп-арта: Уорхолл, Ольденбург, Лихтенштейн, Розенквист, Вессельман;
- Что происходило с абстрактным искусством в эпоху поп-арта: постживописная абстракция, оп-арт, кинетическая скульптура, минимализм.


Встреча 6.
Концептуализм vs Минимализм

- Как родилась идея «смерти искусства» и «смерти автора»;
- Как минимализм и концептуализм связаны с реакцией на абстрактный экспрессионизм и поп-арт;
- Почему в 60-х на Западе возрождается интерес к советскому авангарду и как это влияет на минималистичное искусство;
- Как минимализм преодолевает разрыв между живописью и скульптурой;
- Основные имена минимализма: творчество Дональда Джадда, Дэна Флавина, Карла Андре и Сола Левитта, Фрэнка Стеллы, Роберта Морриса;
- Когда состоялось признание концептуального искусства в Европе;
- Как концептуализм по-новому понимает арт-объекта и способ его бытования;
- Как концептуалисты используют образы реди-мейд, геометрической абстракции и минимализма;
- Как Кошут теоретически осмысляет концептуальное искусство в эссе «Искусство после философии»;
- Как в концептуальном объекте соединяется статика и динамика;
- Что такое фотографический поворот 60-70-х;
- Как концептуальное искусство развивается вплоть до начала XXI века.


Встреча 7.
От перформанса и акционизма к парципативному искусству XXI в.

- Можно ли найти истоки перформативного искусства и акционизма в искусстве начала XX века;
- Как живопись выходила за пределы холста: перформанс, хэппенинг, акционизм и другие формы бытования искусства;
- Как перформативное искусство зародилось в Америке: Дж. Кейдж и «Театральный опус № l»;
- Чем отличаются американские практики от знаменитого Венского акционизма;
- Как в Венском акционизме сочетаются наследие Поллока и местная традиция австрийского экспрессионизма;
- Было ли уничтожение станковой живописи закономерным процессом развития искусства;
- Что такое некомпозиционный подход, «принцип перестановки» и «случайных операций»;
- Как искусство возвращается к ритуалу и театральности, а фокус внимания переключается на тело и его понимание как объекта анализа;
- Перформанс в творчестве Ива Кляйна, Вито Аккончи, Криса Бурдена, Йоко Оно, Йозефа Бойса и других;
- Как перформативное искусство 70-х прошло путь до партисипативных практик современности.

+7 (499) 39-146-39
hello@synchronize.ru
© Синхронизация, 2015-2018
Наши проекты
Мы в соц. сетях
Контакты