от макияжа и ухода за кожей до окрашивания
Все рискованные рецепты опробованы профессионалами древними колористами — не пытайтесь повторить их в домашних условиях
Отгадайте загадку! Как вы думаете, какого оттенка были волосы Екатерины II?
Только не подглядывайте в подсказки! Тем более, на первый взгляд, вопрос кажется довольно простым. На ум сразу приходит что‑то в диапазоне от пепельно-серого до платинового блонда.
И это действительно верное наблюдение. Посмотрите на знаменитый портрет императрицы, написанный Фёдором Рокотовым. На нём цвет волос Екатерины действительно стремится к серебристым тонам. Дело совсем не в седине. Например, на портрете работы Рокотова царице чуть больше 30. Мы привыкли к этой особенности образа Екатерины благодаря её многочисленным изображениям, причём не только прижизненным.
Портрет Екатерины II,
Фёдор Рокотов, 1763
Кадр из телесериала «Великая», 2020
Вспомните хотя бы сериал «Великая» с белокурой Элль Фэннинг в роли императрицы
Но в действительности Екатерина лишь следовала общеевропейскому тренду:
Портрет Сарры-Элеоноры Фермор, Иван Вишняков, ок. 1749
Портрет мадам Бержере,
Франсуа Буше, ок. 1766
Портрет Жозефа Боннье де ла Моссона, Жан-Марк Натье, 1745
Только вот внешность императрицы не совпала с модой: природа одарила её великолепными тёмно-русыми локонами. О них с восхищением отзывались не только западные дипломаты, но и сама Екатерина. В своих «Записках» ещё молодая принцесса отмечала:
«Я любила быть без пудры, волосы мои были великолепного каштанового цвета, очень густые и хорошо лежали. Но мода быть без пудры уже проходила»
Получается, «всё могут короли», но даже абсолютный монарх иногда подчиняется модным тенденциям. А раз так, можно ли посмотреть на мировую историю с точки зрения эволюции представлений о внешней красоте? В этом материале мы разберёмся, что косметика может сказать о ценностях, предрассудках, вкусах и технологиях той или иной эпохи. А ещё — о том, почему она служила признаком высокого социального статуса.
История в красках: от жёлчи скорпиона до селитры
Потребность не только на людей посмотреть, но и себя показать беспокоила человека с глубокой древности. Например, традиция подкрашивать волосы гораздо старше большинства современных государств. Какие косметические практики были распространены в разных культурах древнего мира? Подробности — в наших карточках.
тугой корсет
напудренная светлая причёска
фарфоровый макияж
тренд XVIII века!
пышное платье
Древний мир: Ассирия
Только вдумайтесь: уже в XXII веке до нашей эры в книгах из Древней Ассирии встречаются рецепты косметических средств, в том числе для волос.
Как правило, это составы на основе растительных компонентов, например кассии или лука. Они могли придавать волосам оттенки довольно широкой гаммы, от золотистого до иссиня-чёрного. Всё дело в большом разнообразии органических пигментов, особенно из группы флавоноидов. Но всегда ли такое окрашивание было комфортным?
В более поздних ассирийских источниках появляются сложные рецепты с не самыми приятными ингредиентами, например мази с жёлчью скорпиона. Да, чистая жёлчь, разбавленная до безопасной концентрации, могла осветлить локоны за счёт щелочной среды и придать им жёлтый оттенок. Но согласно сохранившимся текстам, такие мази могли не сработать, если не прочесть заклинание и вовремя не встать под звёздами. Разумеется, об эффективности таких методов мы можем только догадываться.
Крылатый человекобык из Дур-Шаррукина, VIII в. до н. э.
Древний мир: Египет
Ритуальным значением наделяли причёски и соседи ассирийцев — древние египтяне. Известно, что для религиозных церемоний они использовали специальные парики. Они изготавливались из человеческих волос и пальмового волокна, были окрашены в синий или чёрный цвет, а сверху покрывались пчелиным воском.
Кроме того, египтяне использовали лечебную и уходовую косметику как минимум с XV века до н.э. Среди иероглифических текстов той эпохи есть упоминания о методах завивки, обработки волос от паразитов, увлажнения эфирными маслами и так далее.
Интересно, что равно как и ассирийцы, египтяне боялись седины. Что они предпринимали, когда сталкивались с этой проблемой? Например, маскировали седину хной и басмой — это красящие порошки из высушенных листьев лавсонии неколючей и индигоферы, растущих в жарком климате. В них содержатся природные пигменты лавсан и индикан, сочетание которых действительно даёт тёмные оттенки в широком диапазоне.
Маска мумии вельможи,
ок. 2000 до н. э.
Маска мумии чиновника Гемниемхата, ок. 2100 до н. э.
Как ни парадоксально, на самые отчаянные эксперименты шли элиты древних обществ. Ведь именно у них был доступ к таким компонентам, как оксид свинца и гашёная известь. Если нанести эту смесь на волосы и добавить раствор сероводорода, происходит реакция. В результате получается сульфид свинца. Он и правда окрашивает волосы в глубокий чёрный цвет, но при этом токсичен. Поэтому с точки зрения рисков отравления такие методы больше напоминают игру в русскую рулетку.
Древний мир: Рим
Не меньшую изобретательность в изготовлении косметики проявляли и древние римляне. Известно, что для окрашивания волос они использовали растительные экстракты. Например, отвар айвы: он придавал волосам золотистые и медные оттенки, укреплял их структуру благодаря содержанию в плодах цинка, меди и кальция. А вот отвар шафрана помогал осветлить волосы: кроцин в его составе подавляет тирозиназу — фермент, который способствует выработке пигмента меланина.
Римский пир, Роберто Бомпиани, 1875
Не меньшей популярностью пользовалась уже знакомая вам хна с её рыжеватыми оттенками. Кроме того, римляне добавляли к растительным компонентам обычную золу. Давайте запомним эту деталь — позже узнаем, почему такой странный ингредиент действительно мог сработать.
Портрет молодой римлянки, Неизвестный скульптор, 80−90-е
Женский портрет, Неизвестный художник, ок. 1410
В Средние века и раннее Новое время ценили светлые волосы, такой тон в сочетании с бледной кожей считался признаком благородства и духовной чистоты. Но в целом Европа уделяла уходу за собой гораздо меньше внимания, чем культуры древнего мира. Человек той эпохи воспринимал тело как источник греха, так что заботу о красоте внешней он считал делом не вполне достойным. Значит ли это, что в «Тёмные века» и сразу после них никаких бьюти-средств не было? Конечно, нет. Некоторые примеры — в карточках.
Секреты Тортулы де Руджеро
Удивителен феномен Тротулы де Руджеро, жившей на рубеже XI и XII веков. Она была не просто одной из первых женщин-врачей, но и настоящим амбассадором косметологии той эпохи. Трактаты Руджеро — это своего рода бьюти-энциклопедия XI века. Среди прочего она писала о действии парфюмерных масел, борьбе с паразитами, уходе за кожей, гигиене полости рта. А ещё — приводила множество рецептов растительных средств для укрепления и окрашивания волос. Сегодня такие рецепты обычно называют «домашними» или «народными».
Хотите справиться с сединой и достичь ровного тёмного оттенка?
Помогут репейник, алканна или белена чёрная
Хочется осветлиться до белого блонда?
Понадобятся самшит, шафран, кора бузины, яичный желток, овёс или, например, мазь с жёнными пчёлами.
Интересно, что для осветления средневековый косметолог также рекомендовала использовать пепел виноградной лозы.
Для XI века, когда нормой было равнодушие к красоте и здоровью тела, эти знания казались довольно обширными. При этом с точки зрения современной науки далеко не все из них подтверждаются.
Тротула де Руджеро, Неизвестный автор, XII — XIII в.
Все рискованные рецепты опробованы профессионалами древними колористами — не пытайтесь повторить их в домашних условиях
Секреты Елизаветы I
Тем временем в другой части Европы сложился свой локальный тренд. Настоящей иконой стиля эпохи Ренессанса стала королева Англии Елизавета I. Посмотрите на эти портреты:
Портрет Елизаветы I («Портрет Дарнли»), Неизвестный художник, ок. 1575
Портрет Елизаветы I, Маркус Герардс-младший, ок. 1595
строгое платье
кружевной воротник горгера
острые черты лица
огненно-рыжая копна вьющихся волос
Известно, что большую часть жизни Елизавета носила парики, причём тоже рыжие. Так королева оставалась верна своему природному цвету. Тем самым она разрушала целый клубок стереотипов. Ведь до неё англичане воспринимали рыжий прежде всего как маркёр чужаков.
Портрет Генриха VIII, Йос ван Клеве, ок. 1530
Елизавета перевернула символику этого цвета на 180 градусов — в сторону собственных интересов. Тоном и текстурой своих волос она была похожа на своего отца Генриха VIII. Так Елизавета буквально заявляла: я законная дочь короля, а значит, имею все права на престол. Долгое время её притязания оспаривали конкуренты, поэтому такой месседж был очень кстати. Кроме того, красный цвет считался цветом Святого Георгия, покровителя Англии. Как абсолютный монарх и глава англиканской церкви, Елизавета не могла не сыграть на этой символике, утвердиться в статусе первой после Бога в глазах своих подданных. Неслучайно её сторонники подмечали, что в лучах заката копна вьющихся волос королевы напоминала нимб.
Секреты искусства и природы
К XVII столетию известная людям палитра природных красителей расширилась. Мы можем увидеть это, например, по британскому изданию «Восемнадцати книг секретов искусства и природы» 1661 года. В этом обширном труде нашли отражение научные знания того времени из самых разных областей, от астрономии до поэзии.
Там среди прочего авторы приводят рецепт перекрашивания в золотистый с помощью гремучей смеси из селитры, купороса и других компонентов. Да, на практике такой состав действительно способен обесцветить волосы. А вдобавок к этому — оставить сильные ожоги на коже головы и повредить волосы.
Есть в «Восемнадцати книгах» советы для любителей огненных елизаветинских оттенков: обрабатывать волосы дистиллятом листьев орешника. Причём инструкцию сопровождает дисклеймер: «Не заденьте лицо — иначе почернеет». И это лишь некоторые из сотен «секретов», собранных в обширном издании.
Восемнадцать книг секретов искусства и природы (титульная страница), 1661
Как видите, на протяжении тысячелетий косметика играла большую роль в жизни отдельных людей и общества в целом. За стремлением изменять собственную внешность стояла не только попытка следовать моде. Это могла быть часть религиозного ритуала, культурного самосознания или политической программы. Возможность подчеркнуть свои богатство и положение в обществе.
Как химия стала безопасной: научный подход
Но как вы убедились, рецепты старинных средств выглядят рискованно — пусть даже все ингредиенты в них полностью натуральные. Как изменили эту практику научные открытия? Подробности — в карточках.
Изобретение аммиака и мовеина
В 1774 году, пока Екатерина II продолжала пудрить волосы, английский химик Джозеф Пристли сделал одно важное открытие. При нагревании нашатыря с гашёной известью Пристли получил газ, который он назвал «щелочным воздухом». Вещество имело резкий удушающий запах и очень хорошо растворялось в воде. Это был первый шаг к исследованию этого соединения. Ещё 10 лет спустя французский химик Клод Луи Бертолле выяснил, из чего состоит эта молекула: один атом азота и три атома водорода. Так был открыт нитрид водорода, или аммиак. Впоследствии это вещество сыграло важнейшую роль в развитии химической промышленности, в том числе бьюти-индустрии.
Джозеф Пристли
Лабораторные приборы Джозефа Пристли
Клод Луи Бертолле
Помните, римляне использовали для осветления золу, а Тротула де Руджеро рекомендовала пепел? Равно как и раствор аммиака, эти вещества проявляют свойства щелочей и действуют схожим образом. Они открывают внешний слой волоса и вступают в реакцию с натуральным пигментом. Получается, что ещё не имея представлений о принципах молекулярной химии, методом проб и ошибок, люди веками использовали довольно эффективные, но небезопасные методы осветления.
Как бы то ни было, мало просто понять, как осветлять волосы. Да, люди научились получать аммиак и щёлочи искусственно, изучили их свойства, в том числе способность разрушать пигменты. Но как быть с красителями? Чем заменить все эти травяные отвары и соли металлов? Ответ на этот вопрос нашёл английский химик Уильям Генри Перкин, причём совершенно случайно. В 1862 году, работая над лекарством от малярии, он внезапно получил первый синтетический краситель. Это лиловое вещество получило название мовеин. А вскоре немец Август Хоффман выяснил, из каких атомов состоит его молекула. Мовеин не очень подходил для окрашивания волос, потому что вызывал аллергию и довольно быстро вымывался. Тем не менее это открытие дало начало эре синтетических красителей — тех, которые создавались в лабораторных условиях. Началась эпоха поиска новых средств — более эффективных и безопасных.
Уильям Генри Перкин
Сосуды с мовеином
Август Вильгельм фон Хоффман
Синтетический краситель Эжена Шуллера
К тому моменту французские парикмахеры каждый раз подступались к окрашиванию как к эксперименту. Краски были непредсказуемы: цвет часто выходил неожиданный, а волосы становились ломкими и тусклыми. Жалобы сыпались одна за другой, и мастера боялись навредить собственной репутации.
Но однажды владелец одного парижского салона решил, что нужно что‑то менять. Он обратился к молодому химику Эжену Шуллеру с просьбой разработать надёжную краску для волос. Благодаря серии исследований и экспериментов Шуллер нашёл стойкое и относительно безопасное средство с новым синтетическим красителем. С этого времени окрашивание перестало быть рискованной затеей, а парикмахеры наконец вздохнули с облегчением.
Эжен Шуллер
Два года спустя на базе своих открытий Шуллер основал собственную компанию, которая так и называлась: Société Française de Teintures Inoffensives pour Cheveux («Французская компания безопасных красок для волос»). Сегодня мы знаем её как косметическую империю L’Oreal.
Первая реклама краски L’Oréal Préférence со слоганом «Ведь вы этого достойны», 1971
Как предприимчивому химику удалось построить процветающий бизнес? Прежде всего Эжен Шуллер начал создавать международную сеть торговых представительств компании. Кроме того, предприниматель преуспел в рекламе — на радио и в популярных иллюстрированных журналах. Вы наверняка слышали слоган, который сопровождает созвучный бренд по всему миру: «Ведь вы этого достойны». Эта фраза была придумана в 1971 году — молодой сотрудницей рекламного агентства для краски Préférence от L’Oréal Paris. Слоган не только подчёркивал высокий уровень качества средства, но и стал для женщин, которые в динамично меняющемся мире всё больше получали возможность с уверенностью заботиться о своей красоте, при этом быть экономически активными и независимыми.
Но главная ставка L’Oréal Paris заключалась в другом — в опоре на научную базу при создании новых продуктов. Компания продолжила миссию Шуллера и создала эффективные и безопасные средства для окрашивания волос с применением инновационных формул. Целью ставки на передовые научные разработки остаётся красота и уверенность женщин. От десятилетия к десятилетию косметическая линейка становилась шире, а составы — безопаснее. Кроме того, со временем женщины получили выбор и возможность красить волосы дома, а не только в салоне. Приватность была важна, ведь многие покупательницы предпочитали не афишировать тот факт, что пользуются краской.
Безопасное окрашивание
После Второй мировой войны американская промышленность подарила миру ещё одну инновацию. В 1950-х компания Clairol, основанная Лоуренсом Гелбом и его женой Джейн Клэр, представила метод одноэтапного окрашивания. Эта технология была менее трудоёмкой, долгой и сложной с точки зрения использования окислителя. К концу десятилетия передовой продукт вывел Clairol в лидеры рынка. Но впоследствии бренд был поглощён более крупными компаниями.
Упаковка Clairol, 1950-е
Лоуренс Гелб
Параллельно с Шуллером и Гелбом свою бизнес-империю строила Хелена Рубинштейн — ещё один новатор бьюти-индустрии. Первые шаги в этом направлении она сделала в Австралии. Именно там в 1902 году Рубинштейн начала продавать первый увлажняющий крем Valaze. Вскоре благодаря упорному труду и лабораторным исследованиям предпринимательнице удалось выйти на европейский рынок.
Хелена Рубинштейн
Реклама крема Valaze, 1902
Реклама туши Helena Rubinstein, 1958
Причём с годами линейка по‑настоящему революционных косметических средств компании Helena Rubinstein только расширялась. В 1939 году фирма выпустила первую водостойкую тушь для ресниц. Благодаря содержанию парафина, воска и других водоотталкивающих компонентов такие туши способны держаться даже во время дождя или на пляже. Неслучайно в качестве презентации инновационного продукта компания организовала водный балет. В 1959 году Helena Rubinstein выпустила первый антивозрастной крем: в его состав входили важнейшие женские гормоны — эстроген и прогестерон. Они стабилизировали жировой обмен и водный баланс в клетках кожи.
Хелена Рубинштейн делает контурный макияж
Во второй половине XX века безопасное окрашивание волос и качественная косметика давно стали частью привычного образа жизни, элементом западного культурного кода. Многие уже не догадывались, что главная дива эпохи Мерлин Монро не была блондинкой от природы. Свою визитную карточку — ослепительный платиновый тон — Монро в свою очередь позаимствовала у голливудской кинозвезды 1930-х Джин Харлоу. В конце 1970-х целое поколение кинозрителей не могли оторвать взгляд от иконы французской Новой волны Анны Карины — а именно от её глаз, неизменно выделенных тушью. 80-е прошли под знаком броских цветов помад, насыщенных теней и стойких средств для укладки.
Джин Харлоу, 1930-е
Анна Карина в фильме Жан-Люка Годара «Альфавиль», 1965
Мадонна, 1980-е
К концу XX века открытия в области химии и новые продукты, созданные на их основе, во многом определяли понимание красоты и ухода за телом. Предприниматели-визионеры, такие как Эжен Шуллер, Лоуренс Гелб, Хелена Рубинштейн, формировали глобальную бьюти-индустрию, а массовая культура порождала одну модную тенденцию за другой. Этот процесс продолжается и сегодня. Давайте выясним, на что ориентируются современные производители косметики.
Окрашивание сегодня: эффективность, этичность, безопасность
К середине 2020-х мировая бьюти-индустрия достигла колоссальных масштабов. Вместе с тем выросли требования покупателей к составам косметических средств, технологиям их разработки, миссиям брендов. Сегодня потребителей особенно беспокоит, насколько косметика безопасна и этична. Производители в свою очередь стремятся отвечать на этот запрос.
Например, детище Лоуренса Гелба — Clairol Professional — сегодня делает ставку на образование парикмахеров и колористов, в том числе, чтобы применять продукты компании правильно, без вреда для волос женщин.
А L’Oréal Paris, например, задействует подход «360 градусов». Это значит, что высокие экологические стандарты сопровождают весь производственный цикл — от тестирования новинок лишь на искусственной коже до экономии бумаги в процессе печати инструкций.
Безопасность
Но от чего именно зависит эффективность и безопасность продукта? В первую очередь, конечно, от качества его состава. И здесь не обойтись без тщательных проверок и многоступенчатых исследований. При этом важно не то, насколько длинное название у вещества и как оно добывается. На самом деле, вред или польза конкретных соединений определяется структурой молекулы.

В лабораторных условиях выделяются, в том числе, вещества, очень распространённые в природе. Среди них парабены — сегодня эти полезные консерванты очень распространены в бьюти-промышленности. Они помогают предотвратить рост бактерий и плесени в продуктах, тем самым продлевая период безопасного использования.
Общая структура молекулы парабенов
Но сохранить качество продукта — лишь одна из задач. Не менее важно позаботиться о состоянии самих волос и кожи головы. Например, современные средства для окрашивания содержат и сложные органические соединения в качестве активных компонентов:
В умеренных пропорциях могут встречаться и растительные экстракты (привет древним египтянам и римлянам).
Высокотехнологичность
Безаммиачные средства считаются более деликатными по воздействию. В случае с ними нехватка прямого воздействия на пигмент может компенсироваться «умными» компонентами. Они повышают яркость и долговечность окрашивания. В итоге современные безаммиачные составы добиваются устойчивого цвета. В целом же производители в единой коллекции бренда стараются предлагать разные решения, и конечный выбор: красить с аммиаком или без – остаётся за покупательницей.
Поиск баланса между безопасностью и эффективностью был бы невозможен без регулярных исследований и развития технологий. Согласитесь, нам важно знать, что за новым средством стоит прежде серьёзная научная база и экспертиза наработанная годами, а уже потом — мотивирующие слова и образы.

Сегодня серьёзные исследования обычно доступны лишь крупным компаниям. Они вкладывают значительные средства в собственные лаборатории, а каждая инновация проходит несколько этапов тестирования.
Индивидуальный подход
Когда косметика попадает на полки магазинов, особенно ценным для потребителя становится индивидуальный подход. Сделать выбор, учитывая свои структуру волос и характер кожи, цветотип и стиль жизни — современную женщину интересует «мэтч» сразу по всем главным пунктам. Ведь на кону не просто внешний вид. Оптимально подобранное средство придаёт больше уверенности, вдохновения, внутренних сил, любви к себе и яркости в глазах окружающих. В конечном счёте — свободу меняться, оставаясь собой.
Стопроцентное закрашивание седины
Шампунь для кожи, склонной к себорее
Бальзам для кудрявых волос
Хотите проверить на прочность мифы, которые окружают современную косметику? Тогда прочтите наш следующий лонгрид. А чтобы научиться правильно выбирать и применять краски для волос дома, посмотрите серию видео с советами от основателя «Алгоритм Beauty club», стилиста по волосам и эксперта-колориста с 30-летним стажем Алексея Горбатюка.